"Литературная газета"
№ 23 (6073) 7 – 13 июня 2006 г.
Земля единения душ
Вадим
ДЕМЕНТЬЕВ
Недавно в ЦДЛ
состоялся творческий вечер московского прозаика
Владимира КАРПОВА (не путать с Героем Советского
Союза, однофамильцем и тёзкой писателя из другого
поколения Владимиром Васильевичем Карповым).
Владимир Александрович Карпов – москвич по нынешнему
жительству – родился в Бийске Алтайского края,
жил в Киргизии, Башкортостане, Чувашии, немало
поездил по Республике Саха (Якутия). Как и некоторые
нынешние пятидесятилетние писатели, начинал
в литературе активно и талантливо, брал сразу
быка творчества за рога: одна за другой публикации
в престижных «толстых» журналах, первые книги,
рекомендации в СП маститых учителей, литературные
премии, экранизации романов…
А потом произошёл обвал на пятнадцать лет, пребывание
в зоне молчания, до следующей книги, которая
вышла в 2000 году. Все эти годы «для прокорма»
Карпов работал на радио и сейчас ведёт свою
радиопрограмму «Национальный герой» для слушателей
Подмосковья.
В
годы вынужденного творческого простоя для прозаика
Владимира Карпова произошёл именно тот случай,
когда, по словам поэта Николая Ушакова: «Чем
продолжительней молчание, тем удивительнее речь».
Его две книги прозы (последнюю из них «Танец
единения душ» и обсуждали в ЦДЛ, кстати, так
переводится название прекрасного, завораживающего
своей сплочённостью, своим ритмом якутского
танца осоухай) были активно замечены читателями
и критиками, автор был удостоен Большой литературной
премии, учреждённой компанией «АЛРОСА».
Я разговорился с Владимиром Карповым (мы с ним
на «ты») совершенно случайно и с удивлением
выяснил, что оба являемся заслуженными работниками
культуры Республики Саха (Якутия). Для десятимиллионной
Москвы случай, согласитесь, редкий. По аналогии
как мне не вспомнить стихотворение алтайца Бронтоя
Бедюрова: «Я встретил, кажется, японца, он был
похожим на меня». И далее простодушное: «Мы
изумлённо друг на друга лишь глянули и разошлись».
Мы с Владимиром не разошлись, а решили откровенно
поговорить. А о чём могут сегодня говорить два
русских работника культуры далёкого народа саха?
О наших делах с якутами, о ситуации в этой,
как торжественно называют, сфере межнациональных
отношений, о том, куда ж нам плыть в общей лодке.
Владимир КАРПОВ:
Направление движения этой лодки выбрали наши
предки. Русские землепроходцы были людьми предприимчивыми:
в два-три десятка лет распахали сибирскую целину,
раскинули железорудные заводы и солеварни. Но
они были и переимчивыми: вобрали в свой быт
уклад сибирских народов, благодаря которому
только и можно было выжить в суровых северных
условиях. Стержневая заповедь: нельзя брать
лишнего от природы. Я эту землю полюбил, сначала
занимаясь переводами книг якутского прозаика
Николая Лугинова, а потом уже и сам приехал
в те края. Я ведь с Алтая родом. Природа там
иная, но дух общенациональной жизни – очень
близкий, почти родственный. К сожалению, на
Алтае доводится бывать гораздо реже, чем в Якутии,
где, кроме человеческого интереса, у меня было
много творческих дел. Сейчас знаменитый в России
якутский режиссёр Андрей Борисов приступил к
съёмкам художественного фильма по моему сценарию,
в основу которого лёг роман Николая Лугинова
«По велению Чингисхана». Для режиссёра, как
я понимаю, в этом человеке интересны его этнокультурные
корни, насыщенность его образа вековой поэтикой
и мистическими знаниями.
Вадим ДЕМЕНТЬЕВ: У меня якутские дела поскромнее
– в 2004 году я помог в Москве выпустить книгу
переводов стихов Натальи Харлампьевой «Кумыс
счастья» со своим послесловием. Редкий сегодня
случай, сам знаешь, когда выходит в Москве переводная
книга. Харлампьева – умнейшая, надо сказать,
женщина – редактирует республиканскую ежедневную
газету и руководит Союзом писателей. Мне перед
такими друзьями бывает стыдно, что мы их бросили,
нельзя в силу исторической ответственности так
поступать… А тут она ещё рассказала о дочери,
которая учится в Питере и боится за свою жизнь…
За то, что якутка, раскосая… А как должна себя
чувствовать за тысячи километров от неё мать?!
Подумай, писатель!.. Якутские друзья-писатели,
вице-президент республики Александр Акимов,
мой товарищ по аспирантуре, приглашали приехать,
погостить на ысыах (национальный праздник якутов),
но я пока не выбрался. Якутия – тот субъект,
как сегодня говорят, Федерации, куда не вылетишь
на два дня, для поездки нужна неделя, а то и
больше. У тебя есть книга под названием «Можно
ли Россию пешком обойти?» Якутию точно никогда
и никому не обойти. Даже великий якутский поэт,
путешественник Алексей Кулаковский свою родину
в начале ХХ века не обошёл и не объехал.
– С Кулаковским в этом смысле я себя никак не
вправе сравнивать. Это фигура для Якутии знаковая,
жертвенная. Но бывать мне посчастливилось почти
во всех улусах (бывших районах) Якутии, территория
которой размером с три Европы. Здесь открываются
первозданные человеческие истины. Северный человек
выживет практически при любых цивилизационных
катаклизмах. Помню, как пожилой оленевод на
стойбище жалостно на меня смотрел и приговаривал,
что у дочери в улусе два дня прожил – и то ему
было тяжело, шумно! А улус этот имеет две-три
улицы, по которым пара машин за день проезжает.
– Сегодня меня волнует иное. То, что называется
на языке политтехнологов проблемой «регионального
автономизма». Она нам досталась от 90-х годов,
от тогдашних «заглоченных» суверенитетов.
Мы все эти годы, как жадные наследники, всё
что-то делим, делим… Регионы, республики, как
улитки, забираются в свои раковины, провозглашают
суверенность территорий, автономность культуры
и т.д. Говорю это не голословно, а на основе
анализа примечательного документа – проекта
федерального закона «Об основах государственной
национальной политики Российской Федерации»,
который вскоре будет рассматривать Государственная
Дума. Представь на миг, что мы этим и другими
правоустанавливающими документами выращиваем,
подобно садовникам, цветы, а как составить из
них букет, молчим. В царской России этот букет
вязался вокруг самодержавия, главенства русского
народа (что потом обругали как «великодержавный
шовинизм»); при Советской власти – на основе
идей интернационализма, будущего слияния наций
и народностей, «в человеческое общежитие», как
сказал поэт. А сегодня? Абстрактное национальное
единство, по мысли авторов законопроекта, поддерживают
некие «государствообразующие народы»: «…народы,
исторически сложившиеся на территории Российской
Федерации, имеющие национально-территориальные
образования внутри страны и участвующие в процессе
формирования российской государственности».
Ясно, что таким образом роль русского народа
нивелируется в общем «котле» (в той же статье
законопроекта прозрачно указано, что «государствообразующими»
считаются народы, чья численность более 50 тысяч
человек). Значит, народ, который составляет
по последней переписи свыше 80% населения страны,
по своей строительной государственной обязанности
и роли приравнен к чукчам. Я ничего не имею
против добрых и мужественных жителей Крайнего
Севера, но почему соседние с чукчами малочисленные
юкагиры этим проектом также дискриминируются,
теперь уже по сравнению с «государствообразующими»
подопечными Абрамовича?! А где в этой схеме
украинцы – третий по численности народ в России?
Их вообще как бы и нет.
Все эти далеко идущие игры с государственностью
вызывают напряжение на местах, ибо наши народы,
якуты в частности, исторически привыкли жить
сообща с русскими, они для этого и вошли в состав
России. Но кто-то что-то вокруг всё делит и
делит, и они замыкаются и обороняются от внешних
воздействий.
– Это так и не так. Монголы, а точнее, бурджугиты,
к которым принадлежал Темучин, были чуть ли
не самым малочисленным и слабым племенем в Степи.
И, согласно этому законопроекту, никак не подпали
бы под определение «государствообразующего»
народа. А вон какую империю размахнули: от океана
до океана! Что касается русского человека, то
здесь всё просто. Тема «коммуняк» уже отработана.
Теперь новая песня – «фашисты», «скинхеды»,
«национал-патриоты»… Какая истерическая кампания
развёрнута! В стране около 50 тысяч преступлений
в год совершаются иностранными гражданами (в
Москве два из трёх). Об этом молчат. 50 тысяч
– это интервенция! Если же говорить о моём,
как русского человека, равенстве в строительстве
государства с чукчей или юкагиром, то я не против:
они в большинстве своём люди, сохранившие подлинные
ценности. Другое дело, что русские – ниточка
в бусах. Нет её, и собирай отдельные рассыпавшиеся
самоцветы.
– А что мы можем сказать о наших братьях-писателях?
Гамзатов перед своей кончиной пошутил: «Я сорок
лет назад потерял независимость, женившись на
Патимат, и об этом никогда не жалел». Мы разорвали
культурное пространство России, многие национальные
культуры стали «независимыми». Легче им стало?
На первых порах – да. Они самосохранялись и
при поддержке республиканского руководства даже
развивались, ибо выходили книги, платились пособия
и гранты, поддерживались литературные журналы.
Но время автономного плавания проходит, пора
возвращаться в гавань, к пирсу. И здесь получается,
что никто никого не ждёт. Можем ли мы восстановить
наши связи, наше общее культурное пространство,
о чём недавно мечтали участники форума деятелей
культуры СНГ?
– Ещё во времена СССР один эстонский писатель
признался мне, что ему всё равно, будет ли его
читать тамбовский мужик. Что ж, насильно мил
не будешь… А вот якуту Николаю Лугинову, алтайцу
Бронтою Бедюрову, дагестанцу Магомеду Ахмедову
(я называю тех, кого хорошо знаю), да и многим
нашим товарищам из бывших союзных республик
не всё равно. Мы, Россия, – вода живая, которая,
поднявшись из глубин, из подземных течений,
любые формы заполнит своим содержанием. Только
бы она была чистой.